- ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ
- (англ. contingency funds) – особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Предназначены для финансирования текущих и капит. затрат либо вообще не предусмотр. утвержденными финанс. планами, либо предусмотр. в меньших объемах, либо не обеспеч. финанс. источниками из-за недопоступления запланир. доходов. Формирование Ф.р. объективно предопределено потребностями обществ. воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвид. событий и разл. рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финанс. ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования Ф.р. обусловлена необходимостью их целевого использования. Расходуются Ф.р. только при наступлении событий, на случай возникновения к-рых они были предусмот-рены, и только на цели, связ. с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвид. событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) Ф.р. выступают источником накопления финанс. ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы. Процессы функционирования Ф.р. и финанс. ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финанс. ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования Ф.р.; использование Ф.р. по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводств. процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финанс. ресурсов. Ф.р. подразделяются на: бюджетные (см. Резервные фонды бюджетов), страховые (см. Резервы страховые), золотовалютные (см. Золотовалютные резервы), резервные фонды хозяйствующих субъектов (см. Финансы предприятия), спец. резервные фонды нек-рых мин-в и ведомств. Эта классификация Ф.р. обусловливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюдж. резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономич. процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводствва на микро- и макроуровне даже при возникновении неожид. обстоятельств и разного рода случайностей; золотовалютные резервы гарантируют устойчивость нац. валюты; спец. резервные фонды мин-в и ведомств и бюдж. резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финанс. года потребности, обусловл. научно-технич. достижениями и открытиями; благодаря спец. фондам мин-в создаются возможности для резервирования части финанс. ресурсов в рамках отд. мин-в. В зависимости от функцион. назначения выделяют Ф.р. для: 1) осуществления непредвид. расходов, потребность в к-рых возникает в ходе выполнения производственно-финанс. планов – частично используются бюдж. резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвид. расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также спец. резервные фонды мин-в; 2) обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней – используются все виды бюдж. резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны; 3) обеспечения отраслевых расходов (связ. с новыми научнотехнич. достижениями и открытиями, оказанием финанс. помощи пр-тиям и т.п.) – используются отраслевые фонды мин-в и ведомств, резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, формируемые на федер. и регион. уровнях; 4) покрытия убытков и иного ущерба, вызв. стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и др. обстоятельствами – используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы. Ф.р. подразделяют также на: стратегические, связ. с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ гос-ва и т.п. (используются средства Резервного фонда Президента РФ и резервных фондов органов исполнительной власти); оперативные, предназнач. для ликвидации сбоев в воспроизводств. процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности). Группировка Ф.р. может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетный, страховой, самострахование) и др. В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, Ф.р. играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономич. обстановка в стране, тем большее значение приобретают Ф.р., от наличия и объема к-рых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хоз-ве. В России значит. часть Ф.р. формируется в распоряжении гос. и муницип. органов управления. Сюда относятся: разл. виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных, региональных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе гос. внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализов. Ф.р., образуемых хозяйствующими субъектами.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.